типы мышления, модель.
Антон Плахотник, Ольга Лебига
2014-07-05
Ключевые элементы модели:
Вход - обработка - Выход. Симулятор. Конверторы. Ассоциации. Интерпретация. Желания.
Ключевые органы модели:
зрение, слух, касание, нюх, вкус, интуиция.
Входы
Есть какие-то органы чувств. Зрение, слух, касание, нюх, вкус. Забегая немного наперёд скажу что воображение пришлось объявить органом чувств, потому что оно может поставлять информацию так, будто информация приходит снаружи (из органов чувств), к тому же воображение может привносить новую информацию (источник собственной энтропии в мозгу где-то точно есть). Так вот источники информации, в этой модели я называю – входы. Орган чувств который мозг – я называю интуиция. И в категорию интуиция, попадает всё что не удалось простыми путями соотнести с каким-то другим органом чувств.
Интуиция
Дело в том что некоторые, и очень многие вещи, приходят не через один отдельный орган чувств, а через сочетание органов чувств, и ощущение возникает в следствии обработки информации сразу с нескольких органов чувств. Чтоб учитывать такой способ восприятия, мы придумали такой вот составной орган “интуиция”, и дальше в пределах этой модели рассуждаем о нём как об отдельном органе, хотя технически это вовсе не отдельный орган, а сочетание нескольких органов и мозга в том числе.
Обработка (Анализ)
Поступившая в сознание информация, порождает какие-то связанные с нею мысли, образы, ощущения, цепочки ассоциаций в которых первая ассоциация порождает вторую, вторая третью, и так далее. По сути, это работает ассоциативная память. Пока образы ассоциируются с другими образами в памяти, а не с входами или выходами, то есть мыслительные образы связанные напрямую с другими мыслительными образами, я называю это обработкой или анализом. Если образ приходит с органа чувств, то это вход. Если образ порождает действие какого-то органа – это выход. Если образ приходит из “подсознания”, т.е. неосознанное ощущение – это интуитивный вход. Если образ перестаёт быть понятным (осознанным), то это интуитивный выход. Технически, сознание и интуиция (подсознание) находится в том же мозгу, но для отделения понятного от непонятного, всё непонятное мы решили назвать интуицией.
Выход
Всё что порождает действие органов, в этой модели называется - выход. Считается что типы выходов бывают такими же как и типы входов. Т.е. Зрение, слух, касание, нюх, вкус, и интуиция. На самом деле это не совсем так. Но в этой модели, полагается что это так. Более строго говоря, выход – это попытка воздействия на вход. То есть когда мы говорим про зрение, тогда вход это посмотреть, а выход это показать. Слуховой вход – послушать, слуховой выход – воспроизвести звук. Вовсе не обязательно это делать своим телом непосредственно. Т.е. нарисовать изображение на бумаге, или сфотографировать и показать – это визуальный выход. Аналогично со звуком, прикосновением, запахом и вкусом и интуицией. Пример вкусового выхода – приготовление еды. Интуитивный выход это как и с прочими органами – воздействие на интуитивный вход. То есть воздействие сразу на несколько органов, с тем, чтобы это порождало некоторое интуитивное ощущение. Говоря что выход это только "попытка" воздействия на вход, я имею в виду, что соответствующего входа может и не быть вовсе, но “мы как бы попытались” и соответствующий выход мы использовали. Т.е. показать картинку слепому, или говорить звуки глухому – это зрительный (визуальный) и слуховой (аудиальный) выходы. Даже при том, что они не стыкуются с чьими-то входами.
Желания
Аналогично минимуму энергии (увеличению энтропии), к которому стремится физическая система, то к чему “стремится” человеческая психика, называется желания. И они, желания, тоже типизированы аналогично входам выходам и обработке. Мы думаем, что удовлетворение желаний можно рассматривать как воздействие на вход выход или обработку. Т.е. в этой схеме может быть 18 типов желаний, т.е. каждый тип восприятия (6 типов: зрение, слух, касание, нюх, вкус, интуиция), для каждого из назначений (3 назначения: вход, выход, обработка). Возможно конверторы могут быть областью воздействия желаний, тогда типов желаний гораздо больше. Для модели, нам казалось вполне достаточно рассматривать 18 разновидностей желаний. По сути, мы исходим из того, что удовлетворение желания это воздействие на некоторую часть мозга, и этой части может соответствовать одна или несколько функций в нашей модели.
Конверторы
Обычно зрительный образ порождает другой зрительный образ, слуховой образ – порождает слуховой образ. Т.е. обычно, мыслительные ассоциации однотипные. Но бывают и разнотипные, то есть зрительный образ мог быть вызван слуховым, а слуховой в свою очередь может породить движение. Т.е. человек чего-то услышал, этот звук породил в воображении картинку, и эта картинка сподвигла человека на движение. Так вот разнотипные ассоциации в рамках модели, называются конверторами. Они как бы конвертируют информацию из одного типа в другой. Разумеется конвертор это по сути обычная ассоциация из ассоциативной памяти, но для удобства анализа и интерпретации модели, удобно выделить эти ассоциации среди прочих и соответственно их назвать. Так вот мы назвали их конверторами.
Симулятор
Некоторые люди способны представлять у себя в воображение какие-то вещи, перемещать их и всячески сочетать с учётом свойств как отдельных предметов так и их сочетаний. Например представить в воображении стол, чашку с водой. Наклонить воображаемую чашку с водой, и там же в воображении увидеть как вода будет растекаться по столу, а потом стекать с него на пол. Эту способность мы назвали симулятор. Она есть не у всех, и по всей видимости является сложным сочетанием ассоциативных образов. Точность (достоверность) симуляции очень сильно разная. Возможность использовать симулятор в качестве входа есть не у всех у кого есть симулятор.
Интерпретация
Входящая информация, ассоциируется с какой-то другой информацией, то есть первый образ порождает второй. Второй порождает третий, и так далее (пока ассоциация не упрётся в какой-то выход т.е. в какое-то действие). Этот процесс мы называем интерпретация (интерпретация модели, аналогично тому как программные интерпретаторы выполняют текстовые скрипты). Так как разнообразие ассоциативных образов неимоверно велико, для внесения хоть какой-то формализации в процесс интерпретации, мы выделили более менее однородные кластеры (образы с пренебрежимо малыми различиями в пределах одной группы). Такими группами ассоциаций стали: вход, обработка, выход, конвертор, желания. И в каждой из этой групп есть подгруппа: зрение, слух, касание, нюх, вкус, интуиция. Мы предполагаем, что статистически описав взаимосвязь между этими группами ассоциаций, получится модель объясняющая и предугадывающая поведение отдельного человека с довольно высокой точностью. По сути мы попытались построить и формализовать симулятор человеческой психики, которым мы теперь пользуемся для понимания и предугадывания поступков людей чии ассоциации и наборы способностей в целом, совершенно не сочетаются с нашими собственными. То есть модель позволяет рассмотреть вещи, ситуации и людей из такого ракурса, из какого принципиально невозможно (или слишком сложно) посмотреть в реальности.
Если у человека развит какой-то тип, он пытается делать этим типом всё. Т.е. решать этим типом все задачи которые у него возникают. Даже если этот тип не эффективен для возникших задач. При этом данный тип развивается ещё больше, обрастая конверторами из других и в другие типы. А другие типы не развиваются, и потихоньку деградируют. И возможна (очень распространена) ситуация в которой сильно развитый тип решает противоестественные ему задачи эффективнее, чем другой малоразвитый тип для которого эти задачи естественны. Т.е. развитая визуальность может решать аудиальные задачи эффективнее деградировавшей аудиальности.
У разных людей в разной степени развиты входы разных типов, и выходы разных типов, и межтиповые конвертеры между разными типами развиты по-разному, и обработка каждого типа развита тоже по-разному, и желания у них тоже разные. И вот тут начинается интересное...